Военная безопасность государства

Автор: | 06.01.2018

Существуют разные подходы к военной безопасности:

во-первых, военная безопасность понимается как система гарантий государственного суверенитета, территориальной целостности, защиты национальных интересов;

во-вторых, военная безопасность трактуется как состояние и развитие общества, отношений в нем, которые нейтрализуют или исключают возможность нанесения обществу ущерба средствами вооруженного насилия, т.е. состояние гарантированного исключения военного насилия;

в-третьих, военная безопасность рассматривается как состояние межгосударственных и внутригосударственных военно-политических отношений, обороноспособности страны, при котором предупреждается или сдерживается агрессия, уменьшается опасность национальным интересам страны и вероятность ее вовлечения в войну или военные конфликты, а в случае возникновения угрозы интересам государства, общества, личности, обеспечивается их вооруженная защита.

в-четвертых, военная безопасность представляется как состояние внутренних и международных условий жизни, которые нейтрализуют или исключают возможность нанесения личности, обществу, государству, мировому сообществу ущерба средствами вооруженного насилия, это отсутствие военных угроз либо способность объектов безопасности гарантированно им противостоять.

Укажем вместе с тем, что категория «военная безопасность» не тождественна категориям «обороноспособность», «оборона». Обороноспособность есть уровень подготовленности экономики, населения и вооруженных сил страны к отражению внешней агрессии, защите территориальной целостности и независимости государства[79]. Под обороной принято понимать систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и собственно вооруженную защиту РФ, целостности и неприкосновенности ее территории[80].

Таким образом, оборона, обороноспособность ориентированы на отражение конкретных, реальных и адресных военных опасностей – угроз. Отсюда так называемая «оборонная безопасность» – это часть военной безопасности».

Подчеркнем, что обороноспособность страны зависит от:

- характера и масштабов реальных и потенциальных военных угроз;

- включенности страны в международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;

- военного потенциала;

- материальных и духовных возможностей страны, ее экономического, научно-технического развития;

- наличия людских ресурсов;

- социального и межнационального единства общества;

- морально-психологической готовности населения к защите отечества;

- способности политического и военного руководства эффективно использовать имеющиеся возможности.


Военную безопасность можно трактовать как состояние жизнедеятельности социума, его структур и институтов, гарантирующее их качественную определенность в параметрах надежности существования и устойчивости развития посредством исключения военного насилия.

Военная безопасность государства, в широком смысле слова – это такое состояние межгосударственных и внутригосударственных военно-политических отношений, обороноспособности страны, при котором предупреждается или сдерживается агрессия, уменьшается вероятность нанесения ущерба национальным интересам и вовлечения социальных групп в войну или военные конфликты, а в случае возникновения военной угрозы интересам личности, общества и государства гарантируется обеспечение их вооруженной защиты.

Военная безопасность государства, в узком смысле – это такое состояние жизнедеятельности системы властных органов и учреждений, которое сохраняет качественные и количественные параметры надежности существования конституционного строя, политической, экономической и социальной стабильности и устойчивости общества посредством исключения военных опасностей и угроз, военного насилия.

Военная безопасность общества – это состояние, характеризующееся отсутствием военных опасностей и военных угроз в социальном и социокультурном пространстве, в котором связаны и взаимодействуют между собой независимые от государства индивиды. Иными словами, эти опасности и угрозы исключены из системы жизнеобеспечения социальной, социокультурной и духовной сфер, из производства, воспроизводства и передачи от поколения к поколению норм, образцов и стандартов поведения, традиций, а также из системы самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений. С другой стороны – это состояние, которое обеспечивает поступательное развитие социального пространства.

Под военной опасностью понимается вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения вреда, ущерба кому-чему-либо, со стороны объектов (факторов), обладающих поражающими свойствами, исходящими от средств вооруженного насилия. Военной угрозой же будем считать наиболее конкретную, непосредственную и адресную форму опасности.

Военная опасность существует всегда, когда имеются следующие признаки:

- наличие или возможное появление у государств претензий друг к другу, для разрешения которых может понадобиться применение военной силы;

- наличие у возможных противников вооруженных сил, которые по своему составу и состоянию способны вести наступательные боевые действия, а также соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективное применение;

- наличие уверенности у возможного противника в рациональности вооруженного насилия как средства достижения своих целей;

- наличие политических намерений хотя бы у одной из конфликтующих сторон на применение военной силы для разрешения противоречий.

По своей сути и военная опасность, и военная угроза являются конкретными проявлениями реально существующих военно-политических отношений между государствами и их коалициями (в главе не рассматриваются внутренние аспекты проблемы военной опасности). Указанные понятия являются показателями их конкретного состояния военно-политических отношений, свидетельствующими о степени их напряженности. Различные ступени эскалации напряженности между государствами, соответствующие им практическими действиями (акции) по подготовке к войне обозначаются различными понятиями.

Военной угрозе как более высокой ступени эскалации, чем военная опасность, присуща гораздо большая степень напряженности между отношениями государств. Угроза возникает непосредственно из военной опасности, является итогом ее развития, то есть обусловлена усилением военной опасности.Состояние военной угрозы характеризуется конфронтационным характером военно-политических отношений между государствами и их стремлением разрешить существующие противоречия военно-силовыми методами, что обусловливает гонку вооружений и их настойчивые попытки получить военное превосходство.

Военная угроза – не абстрактное, отвлеченное понятие. Она возникает и существует применительно к какой-либо конкретной стране, группе стран или одновременно к большинству основных стран мира. В этом смысле необходимо различать разные уровни (масштабы) военной угрозы:

- угроза отдельной стране (локальная угроза);

- угроза группе стран (региональная угроза);

- угроза всему человечеству (глобальная угроза =угроза мировой войны).

Такое разграничение важно не только в теоретическом отношении, но и с точки зрения практики военно-политического анализа с целью выявления сущности и содержания как реально возникшей (существующей) на данный период времени, так и потенциальной угрозы. Например, абстрактное утверждение, что военная угроза исчезла или значительно уменьшилась, чревато серьезными ошибками при оценке современной военно-политической обстановки. По всей видимости, сегодня можно говорить об ослаблении непосредственной угрозы всеобщей войны. Но, как это очевидно, мир еще богат региональными угрозами войны, не говоря уже об угрозе многим странам в отдельности. А эти военные угрозы, тем более конфликты и войны на их основе, способны очень быстро вызвать угрозу всеобщей войны. В этом заключается их особая опасность не только для стран и регионов, но и для дела всеобщего мира.

2.13. Источники военной опасности в современных условиях

Наиболее глубоким источником, исходной и определяющей причиной военной опасности являются достаточно глубокие и острые межгосударственные противоречия. Представляется достаточно очевидным, что каждое государство имеет самые разнообразные интересы, которые зачастую противоречат подобным же интересам других. С помощью разнообразных средств и методов, в том числе и военных, одни противоречия разрешаются, другие противоречия сглаживаются или заглушаются, а третьи противоречия трудно поддаются разрешению и периодически, при определенных условиях, обостряются.

Другим источником военной опасности являются гонка вооружений, особенно быстрое качественное совершенствование существующих систем оружия и настойчивые поиски оружия на новых физических принципах, сохранение сильных армий в основных государствах мира, наличие подготовленных мощных группировок вооруженных сил, как отдельных государств, так и их блоков, находящихся в высокой степени боевой готовности.

Определенную военную опасность представляют сохраняющиеся во многих развитых странах могущественные милитаристские политические силы – приверженцы военно-силовых решений в межгосударственных отношениях. Подобные силы находятся у власти и в ряде развивающихся стран. Они упорно стремятся к получению оружия массового поражения и не скрывают своих замыслов об использовании ОМП для решения существующих у них проблем с другими государствами.

Серьезным источником военной опасности являются двойные стандарты в истолковании принципов и положений международного права, в оценке конкретных военно-политических акций тех или иных государств.

Наличие военной опасности для большинства государств, в том числе и России, - очевидная реальность. В зависимости от складывающихся между государствами военно-политических отношений состояние военной опасности может изменяться в двух направлениях: в сторону ее снижения и в сторону ее возрастания. В свою очередь динамика или стабильность военно-политических отношений в самом общем плане определяются двумя факторами: изменениями или стабильностью в интересах и возможностях субъектов военной политики и динамикой соотношений сил между отдельными государствами, группами государств.

Снижение военной опасности в будущем предполагает внедрение однозначно для всех понимаемых принципов международного права во все аспекты межгосударственных отношений, полное прекращение гонки вооружений в количественном и качественном отношениях, дальнейшее сокращение вооруженных сил и вооружений, формирование надежных международных механизмов блокирования и разрешения, возникающих межгосударственных региональных и мировых военно-политических и иных проблем, могущих обострить отношения между странами и народами.

Военная безопасность как состояние, зависит от многих объективных и субъективных обстоятельств – факторов. К их числу отнесем внутреннюю и внешнюю политику, экономические мероприятия по укреплению обороны страны, социальную и национальную политику, духовный потенциал народа, информационную среду, геополитические условия, военно-стратегическое положение государства, подготовку театров военных действий, строительство вооруженных сил, их подготовку к защите отечества, развитие образования, науки и техники, вневойсковую мобилизационную подготовку, гражданскую оборону, оборонно-массовую работу и др.

Существует довольно разнообразная, разветвленная типология систем военнойбезопасности. В основе типологии могут лежать: а) пространственно-территориальный охват /масштаб/ - в этой связи выделяют национальную (национально-государственную), коалиционную, региональную и глобальную (всеобщую) системы военной безопасности; б) способы обеспечения – здесь можно вычленить нелигитимную военно-силовую, легитимную военно-силовую и ненасильственную системы военной безопасности; в) по характеру обмена со средой – открытую, изолированную и закрытую; г) по видам изменений – консервативную и развивающуюся.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *