Механизмы управления социальными процессами в организациях

Автор: | 06.01.2018

Управлять социальным развитием значит оказывать систематическое целенаправленное воздействие на социальный процессы. Можно выделить механизмы воздействия на социальные процессы в организации:

  1. Опосредованные – изменение материально-технической базы
  2. Непосредственный механизм, заключ в изменении материально-бытовых условий жизни сотрудников организации и членов их семей и социально-психологических стимулов трудового поведении

Механизмы управления социальными процессами в орг должны включать определенные способы взаимодействия с местными, муниципальными органами социального управления

Методы: соц партнерство, соц планирование, стратегическое управление.

Схема формирования механизмами управления:

Субъект управления--->объект управления

Механизмы управления социальными процессами в организациях Механизмы управления

Концепция -системные представления о целях и средствах управл возд-я на базовые соц процессы, протекающие в орг-и.

Механизмы управления социальными процессами в организациях

Стратегия

Субъект управления – это руководство, работники организации, это тот, обладает правом принимать управленческие решения .

Основными элементами механизма управления социальным развитием организации являются:

· постановка социальных целей организации, включающая прогнозирование социальных последствий реализации альтернативных стратегий и достижения целей научно-технического и производственно-коммерческого характера, а также прогнозирование изменений факторов внешней среды;

· разработка системы параметров (показателей), позволяющих производить количественную оценку социальных факторов производства (состояния объектов социального управления) и степень достижения соответствующих целей;

· планирование социального развития организации как деятельность по определению путей и способов достижения намеченных целей – состава мероприятий, осуществление которых приведет к желаемым результатам, необходимых для этого ресурсов, сроков и исполнителей;

· организация выполнений плановых мероприятий;

· координация и контроль действий исполнителей;

· анализ изменений социальных факторов производства в результате осуществления мероприятий плана социального развития;

· анализ общего состояния и предстоящих изменений социальной подсистемы предприятия в течение всего планового периода;

· разработка предложений и внесение поправок в методику постановки целей, прогнозирования и планирования социального развития, реорганизация системы управления социальным развитием с учетом итогов выполнения плана и фактического состояния социальной подсистемы.

Названные элементы действуют в представленной последовательности, реализуясь в виде соответствующих этапов полного цикла управления социальным развитием организации.


21 содержание социального планирования: понятие, уровни, формы

Социальное планирование – это система методов планомерного управления развитием трудового коллектива организации как социальной общности, целенаправленное регулирование социальных процессов и развития социально-трудовых отношений на уровне предприятия.

Цель планирования – повышение эффективности деятельности предприятия за счет социальных факторов, создания условий для более полного удовлетворения потребности работников и социального развития.

Социальное развития может осуществляться на следующих уровнях:

• Федеральный

• Региональный

• По экономическим районам: муниципальный

• Уровень производственных организации

Формы социального планирования различаются следующим образом: во-первых, адресным планирова-нием, во-вторых, планированием при помощи косвенных (эко-номических и социальных) рычагов.

(Конкретное) адресное, планированиевключает разработку и обоснование системы заданий, которая доводится до сведения различных государ-ственных или общественных организаций. На этом уровне устанавливаются задания по достижении определенного уров-ня общественного развития. Важным является то, что прежде всего это касается рационального соотношения, пропорций в развитии социальных процессов. Подобные соотношения от-ражают реальное состояние общества, тенденции его прогресса, уровень достижений науки и техники, потребности людей.Надо отметить, что опыт адресного планирования во многом дискредитиро-вал себя, ибо он давал простор командным методам, игнори-руя научные основы определения ориентиров социального развития и изменения.

При планировании социальных процессов с помощью кос-венных рычагов подробно изучаются конкретные условия, возможности и потребности. На следующем этапе определя-ется, какие элементы, составные части не поддаются госу-дарственному и общественному регулированию. Применитель-но к ним ставится задача их количественного измерения и прогнозирования для принятия соответствующих решений в целях ослабления или нейтрализации отрицательных послед-ствий и негативных результатов.

В действительности самого процесса планирования выявля-ются также те переменные, на которые можно воздействовать и которые, собственно говоря, и являются объектами социального планирования и регулирования. Чтобы минимизировать коли-чество трудовых затрат, не требующих квалификации или тя-желого физического труда, помимо планирования технического прогресса необходимо регулирование роста квалификации ра-бочих. Планы повышения их про4юссионального уровня предполагают, прежде всего ликвидацию некоторых видов труда. Затем в них должно найти отражение изменение содержания труда многих профессий. И наконец, -- это является особенно важным -- многим из специальностей предстоит сохраниться только как этапу в трудовой деятельности человека.

любой социальный про-цесс взаимосвязан с другими явлениями, и поэтому нельзя не учитывать, какое воздействие окажут принимаемые меры на смежные области общественного развития.

Очень важно при социальном планировании учитывать ин-тересы конкретных социальных групп. При решении экономи-ческих задач интересы всего народа и отдельных социальных групп в основном совпадают, но этого нельзя сказать о других сферах общественной жизни. Так, целью в сфере производства является минимум затрат при реализации поставленной зада-чи. Добиваться же минимизации затрат при планировании соци-альных процессов -- значит сознательно идти на ущемление интересов некоторых социальных групп. Максимум социального результата не всегда достигается минимизацией затрат. А это одна из важнейших целей социального планирования.

Следует заметить, что эти две формы планирования в чис-том виде не существуют. Однако планирование посредством косвенных рычагов получило особую актуальность в связи с осуществлением в стране экономической реформы.

22 виды социального планирования

Социальное планирование - разработка и практическое осуществление планов, определяющих будущее состояние социальной сферы, путей, способов и средств его достижения. Критерии классификации и виды планирования:

  • С точки зрения обязательности плановых заданий— ди­рективное и индикативное.
  • В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов - дол­госрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (теку­щее) планирование.
  • По содержанию плановых решений - стратегичес­кое, тактическое, оперативно-календарное и бизнес-планирование.
  • По степени охвата - общее и частичное планирование.
  • По сферам планирования – планирование сбыта, производства, персонала, приобретений, инвестиций.
  • По очередности во времени – упорядоченное, скользящее, внеочередное.

23 методы реализации социального планирования

Методы планирования обусловлены теми конкретными задачами, которые ставятся при развитии социальных отно-шений и социальных структур. Общие методы планирования характеризуются тем, на какие объективные законы разви-тия общества опираются возможные способы реализации це-лей, на что они направлены и в каких организационных фор-мах воплощаются.

Долгое время ведущим методом планирования являлся балансовый, который возник как способ обеспечения связей между потребностями общества и его возможностями при ог-раниченности ресурсов. В настоящее время на первый план выходят методы, связанные с существованием рыночных от-ношений, когда особенно важно видеть социальные послед-ствия принимаемых решений, уметь согласовывать интересы всех участников преобразований, предоставив им благо-приятные условия для проявления творческой активности.

Выделим некоторые общеприменимые методы социально-го планирования, которые позволяют осуществлять планиро-вание на различных уровнях.

а. Аналитический метод социального планирования.

Аналитический метод соединяет в себе анализ и обобщение. Его сущность сводится к тому, что в ходе планиро-вания социальный прогресс расчленяется на составные части и на этой основе определяются направления реализации на-меченной программы.

Все большее значение приобретает метод вариантов, суть которого заключается в определении нескольких возможных путей решения социальных задач при наличии возможно бо-лее полной и достоверной информации. Его разновидностью является метод вариантных приближений: вначале на базе имеющихся исходных данных определяется возможный путь в порядке первого приближения, а затем производятся по-следовательные уточнения. Применение этого метода связано с поиском оптимального варианта решений той или иной со-циальной задачи, с правильным выбором приоритетов.

б. Комплексный метод социального планирования.

Комплексный метод представляет собой разработку про-граммы с учетом всех главных факторов: материальных, фи-нансовых и трудовых ресурсов, исполнителей, сроков. Его применение предполагает соблюдение следующих требований: определение темпов и пропорций развития социального про-цесса, его статистической и динамической модели и выработку основных показателей плана.

В социальном планировании все тире стал применяться проблемно-целевой метод, который обычно связан с решением неотложных ключевых задач общественного разлития вне зависимости от ведомственной их принадлежности.

Широкое признание получил социальный эксперимент, в ходе которого уточняется механизм действия объективных законов и особенности их проявления на базе одного или не-скольких социальных институтов. Полученные выводы по-могают скорректировать ход развития планируемого процес-са, проверить на практике прогнозируемые положения и вы-воды.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *