Анкетирование, беседа, интервью

Автор: | 06.01.2018

Эти методы при правильном их применении могут дать инте­ресные и ценные в научном отношении данные. Анкетирование — это письменный опрос. В его основе лежит заранее разработанный вопросник (анкета). С помощью анкетирования обычно изучают общественное мнение, отношение педагогов к той или иной про­блеме воспитания, обучения и др. Метод анкетирования охватывает очень много людей, учреждений. Преимущество анкеты за­ключается в том, что она не требует личного контакта с опраши­ваемыми и удобна для проведения статистики.

Виды анкет. Анкета составляется на основе специально по­добранных вопросов. В зависимости от содержания и формы вопро­сов меняются структура и характер анкет. В анкете могут быть пря­мые вопросы (их содержание совпадает с объектом интереса иссле­дователя); косвенные (такого совпадения не происходит).

Например, прямым будет вопрос: «Считаете ли вы необходи­мой помощь воспитателя музыкальному руководителю в органи­зации работы по музыкальному воспитанию детей?» Косвенный вопрос может звучать так: «Согласны ли вы с утверждением о том, что помощь воспитателя музыкальному руководителю в ра­боте по Музыкальному воспитанию детей очень важна?» В проек­тивных вопросах содержится предложение завершить небольшое высказывание.

По форме анкета может содержать открытые и закрытые воп­росы. Вопрос считается открытым, если инструкция не ограничи­вает способ ответа на него, т. е. в данном случае не предполагается какой-то определенный ответ и испытуемый может дать на него ответ по своему усмотрению. В закрытых вопросах возможные от­веты уже заданы, т. е. варианты ответов и их количество уже опре­делены. Например, «Какой из видов музыкальной деятельности детей вы считаете наиболее значимым для их развития? (Выбери­те один из предложенных вариантов.)

Варианты ответов:

а) восприятие-слушание музыки;

б) пение;

в) музыкально-ритмическая деятельность;

г) игра на детских музыкальных инструментах;

д) все перечисленные виды деятельности». Преимущество закрытых анкет состоит в том, что они легко

подвергаются статистической обработке.

Метод анкетирования имеет много сходства с методом беседы (устный опрос): и в первом, и во втором случае перед испытуе­мым ставятся вопросы, предполагающие ответы. Но если в анкете конструкция вопросов неизменна и требует четкого ответа, то при проведении беседы возможна большая свобода в постановке воп­росов, их последовательности, формулировке.

Вопросы для интервью следует заранее спланировать, соста­вить вопросник, где необходимо оставить место для записи (про­токолирования) ответа. При составлении вопросов должны учи­тываться следующие требования:

вначале задаются вопросы более легкие, затем — более трудные;

вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понят­ными для отвечающих;

вопросы должны задаваться тактично и профессионально.

В процессе интервью следует придерживаться следующих об­щих правил:

интервьюер должен находиться наедине с опрашиваемым;

задаваемый вопрос необходимо читать без изменений, точно так, как он сформулирован в опросном листе;

порядок следования вопросов должен четко соблюдаться;

продолжительность интервью — не более 5 — 7 мин с детьми, не более 30 мин со взрослыми;

во время интервью нельзя каким-либо образом воздействовать на отвечающего, например пытаться подсказывать ответ, делать знаки одобрения или неодобрения и т.д.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *