Конспект урока «Правописание суффиксов существительных -ек-, -ик-» (5 класс)

Автор: | 06.01.2018

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2016»

Правописание суффиксов существительных –ек-, -ик-

Урок в 6 классе

Тип урока: овладение новым знанием.

Раздел: Морфология. Орфография. Культура речи.

Методы:

- мотивации учебной деятельности: проблемное изложение материала (проблемная ситуация, проблемные вопросы), частично-поисковый (эвристическая беседа), исследовательский, методы творческого обучения (работа с текстом);

- методы формирования новых умений: создание алгоритма, упражнения, практикум;

- методы контроля результатов обучения: устный – фронтальный опрос; письменный – тест;

- методы стимулирования учебной деятельности: словесное поощрение, формальная оценка, создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта.

Формы работы: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в группах, творческая работа.

Цели урока:

Познавательные:

  • систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Имя существительное»;

  • познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных  -ек- и –ик-;

  • учиться правильно писать гласные в суффиксах существительных  -ек- и -ик;

  • различать суффиксы –чик-, -щик-/ -ик-, -ек-.

Развивающие:

  • развивать мыслительную и речевую деятельность обучающихся, умения сравнивать и анализировать;

  • развивать творческие способности учащихся;

  • развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.

Воспитательные:

  • воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи;

  • совершенствование навыков межличностного общения.

Задачи урока:

личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем;

предметные: организовать наблюдение за словами с суффиксами –ик, -ек, подвести детей к открытию способа проверки, формировать умение грамотно писать слова с данными суффиксами; способствовать развитию орфографической зоркости;

метапредметные:

регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение делать выводы и обобщения, контроль и оценка учебных действий;

коммуникативные: участие в учебном диалоге, формулировать простые выводы, развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;

познавательные: формирование умения структурировать знания, умение делать выводы и обобщения; применения алгоритма, поиск и выделение необходимой информации, применение практических навыков правила правописания суффиксов –ик, -ек; развитие познавательной и творческой активности.

Оборудование: 

  • презентация урока;

  • фрагмент мультфильма Виктора Перестукина «В стране невыученных уроков»;

  • раздаточный материал: тесты, тексты для исследования;

  • учебник для 6 класса под ред. Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А., Баранова М.Т.;

  • записи на доске.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим разговор об имени существительном, об орфограммах, встречающихся в словах, относящихся к этой части речи. И начнем с повторения изученного.

2. Актуализация знаний по теме «Имя существительное».

2.1. Фронтальный опрос по теме «Имя существительное».

Я говорю вам фразу, а вы решаете, верно ли данное утверждение.

1. Имя существительное - это часть речи, которая обозначает действие предмета.

2. Имя существительное отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

3. Имена существительные изменяется по родам.

4. К существительным 3 склонения относятся слова мужского рода с нулевым окончанием.

5. Все имена существительные изменяются по падежам и числам.

6. К разносклоняемым именам существительным относятся 10 существительных среднего рода и существительное мужского рода ПУТЬ.

7. Определить падеж у несклоняемых существительных невозможно.

8
. Существительные СИРОТА, ЗАДИРА, ОБЖОРА относятся и к женскому, и к мужскому роду.

9. НЕ с существительными пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.

10. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с НЕ слитно.

С какими суффиксами вы познакомились на прошлом уроке (ЧИК, ЩИК).

Приведите примеры слов с этими суффиксами.

Проверим ваше умение применять данное правило на практике. У вас на столах листы с тестовыми заданиями по вариантам. Выполняете работу прямо на карточках.

Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и –ЩИК- в именах существительных»

1вар.

1.В каком слове пишется Щ: 1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик

2.В каком слове пишется Ч: 1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик

3.В каком слове перед суффиксом пишется Ь? 1) стекол…щик, 2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик

4.В каком слове пропущена буква С? 1) разно…чик, 2) сма…чик, 3) изво…чик, 4) прика…чик

5.В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет уменьшительно-ласкательного значения? 1) баллончик, 2) медальончик, 3) захватчик, 4) магазинчик

2 вар.

1.В каком слове пишется Щ? 1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик

2.В каком слове пишется Ч? 1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик

3.В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? 1) пил…щик, 2) кровел…щик, 3) барабан…щик, 4) бурил…щик

4.В каком слове пропущена буква Д? 1) наво…чик, 2) аппара…чик, 3) прока…чик, 4) лё…чица

5.В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет значения лица? 1) учётчик; 2) трактирчик; 3) подписчик, 4)обидчик

3. Изучение нового материала.

Сегодня мы узнаем, какие еще бывают суффиксы у существительных, научимся находить их и правильно писать. Попробуем найти их в мультфильме «В стране невыученных уроков».

Какие два слова заставили Витю задуматься?

Выпишем слова КЛЮЧИК и ЗАМОЧЕК. Выполните морфемный разбор данных слов. Просклоняйте эти существительные. Как вы думаете, о правописании каких суффиксов пойдет речь? Почему в слове КЛЮЧИК суффикс –ик-, а в слове ЗАМОЧЕК - -ек-?

Сформулируйте самостоятельно тему нашего урока.

Давайте убедимся в правоте наших выводов, а поможет нам в этом Витя Перестукин из мультфильма «В стране невыучен
ных уроков» (просмотр фрагмента мультфильма о правописании суффиксов –ек-, -ик-).

Какая проблема встала перед нашим героем?

Как Витя справился с загадкой?

Попробуйте обозначить задачи нашего урока.

- узнать правило правописания суффиксов;

- уметь применять новое правило на практике;

- уметь отличать эти суффиксы от других.

4. Исследовательская деятельность

Проведем небольшое исследование. Запишите следующие слова в столбик. Рядом запишите эти же слова в форме Род. падежа ед. числа

Гвоздик – гвоздика

Карманчик - карманчика

Ящичек - ящичка

Звоночек – звоночка.

- Что произошло с гласными в суффиксах при склонении?

- Какое слово здесь лишнее? Почему?

Попробуйте самостоятельно сформулировать правило правописания гласных в суффиксах ЕК и ИК у существительных.

Проверим, правильно ли мы озвучили правило. Сравним наши выводы с тем, что написано в учебнике.

Давайте составим алгоритм правописания суффиксов ЕК и ИК на примере слова бегемотик.

ШАГ 1. Определяем, от чего образовано слово. Действительно ли там суффикс ЕК или ИК?

ШАГ 2. Поставим существительное в форму Род. падежа.

ШАГ 3. Если гласная суффикса не выпадает, то пишем ИК (носик, носика, ключик, ключика); если выпадает – то ЕК (сыночек – сыночка, орешек – орешка).

5. Закрепление изученного.

Упр.299 из учебника (дети по очереди выходят к доске, выписывая слова, объясняя их правописание).

Работаем по закреплению знаний дальше.

От данных слов образуйте существительные с суффиксами ЕК, ИК.

Дождь, комок, клубок, звонок, глаз, пирожок, овраг, калач, молоток, перец
.

Ребята, что вы заметили при образовании существительных? Что происходит с выделенными согласными, если к ним прибавляются наши суффиксы? - Чередование согласных: к/ч, г/ж, ц/ч.

Найдите четвертое лишнее слово и подчеркните его. Поясните свой выбор.

  1. Перчик, пальчик, огурчик, помидорчик;

  2. Ящик, мостик, коврик, карандашик.

Итак, чему учит это задание?

6. Работа в группах.

Следующее задание предполагает вашу коллективную работу в группах. Класс разделится на две группы. Вам будут даны тексты для изучения и вопросы к текстам. Вы должны будете вместе ответить на вопросы, проанализировав текст.

1 группа

Через овражек был перекинут мостик. Буратино прошёл по нему и на лужайке увидел домик в четыре окошка. Из фонтана била тоненькая струйка воды. В нём плескался полосатый мячик. В саду цвёл душистый горошек. Девочка с голубыми волосами ждала гостя завтракать.

- Является ли этот отрывок текстом?

- Озаглавьте его.

- Выпишите словосочетания с существительными, где встречается орфограмма «Правописание суффиксов ЕК-ИК». Объясните. Выделите орфограмму.

2 группа.

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, -

Ведь ты б у нас была царь-птица!

- Откуда эти строчки? Кто и кому их говорит? Кто автор этой басни?

- Какое слово нас здесь интересует?

- Можно ли сказать, что с помощью суффикса, который присутствует в данном слове, автор выражает свое отношение к героям?

- Какое лексическое значение выражают суффиксы ЕК-ИК?

(С помощью этого суффикса автор выражает свое отношение к хитрой лисе. Она подлиза, она льстит вороне, чтобы получить лакомый кусочек. С помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов автор может выразить свое отношение к героям, событиям).

7. Контроль усвоенных знаний.

А сейчас посмотрим, насколько усвоен вами сегодняшний материал. Ответим на вопросы, которые представлены у вас на экране. И выполним небольшой тест, который поможет вам понять, что вы поняли, а что нужно еще доработать.

1. Как определить, с помощью какого суффикса образовано слово?

2. Какое значение придают существительным суффиксы ЕК-ИК, ЧИК-ЩИК?

3. От чего зависит выбор гласных в суффиксах ЕК-ИК?

< font face="Times New Roman, serif">4. В каком слове пропущена буква И:

а) звоночек; б) денечек; в) калачик; г) ножичек;

5. В каком слове пропущена буква Е:

а) молоточек; б) бубенчик; в) карандашик; г) чертежик;

6. В каком слове есть суффикс ИК:

а) веник; б) укропчик; в) блокнотик; г) дворник.

7. В каком слове один суффикс:

а) чайничек; б) чулочек; в) огонечек; г) бережочек.

9. Рефлексия.

Итак, поднимите руку

- те, у кого в течение урока не возникло трудностей, все было понятно и просто;

- те, кому все понятно, но остались некоторые вопросы;

- те, кто плохо понял тему, ничего непонятно и сложно.

Молодцы. Все сегодня старались. Особенно хотелось бы отметить работу … Эти ребята получили «5». Также я поставила «4» за урок …

8. Домашняя работа.

Выучить правило «Правописание суффиксов существительных ЕК-ИК»;

написать сочинение-миниатюру на тему «Путешествие по планете крошечных человечков». В своем сочинении вам необходимо использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Задание понятно?

8Чуксина Антонина Яковлевна

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *