Разработка по биологии 7 класс » Размножение и развитие млекопитающих»

Автор: | 06.01.2018

Тема урока: Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.

Задачи урока:

1.Знать особенности размножения и развития млекопитающих, особенности жизненного цикла млекопитающих показать преимущества полового размножения по сравнению с бесполым, отметить единство полового размножения у животных;

2.Уметь отличать размножения и развития млекопитающих других представителей Типа Хордовых. развивать умение обосновывать роль полового размножения в эволюции организмов, их приспособленности к различным средам обитания, воспроизведении потомства;

3.Воспитывать бережное отношение к животным

Оборудование   и материалы: Мультимедийное оборудование, презентация «Размножение и поведение млекопитающих»

ХОД УРОКА:

I.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.

II. Контроль  ранее изученного.
Блиц – опрос:

1.У всех млекопитающих грудная полость отделена от брюшной мускулистой перегородкой (диафрагмой);

2.Сальные, потовые, млечные, пахучие – что это? (железы)

3.Покрывает зуб снаружи (эмаль)

4.Поверхность полушарий образована несколькими слоями нервных клеток – так называемой (корой)

5.Центр координации движения (мозжечок)

6.Млекопитающие второе название (звери)

7. Способность животных и человека воспринимать действие факторов внешней среды с помощью рецепторов кожи, опорно-двигательного аппарата (мышц, сухожилий, суставов и др.), а также некоторых слизистых оболочек (на губах, языке и др.) (осязание)

8.У млекопитающих со сравнительно простым поведение (кролики, мыши) полушария гладкие, а у хищных млекопитающих и приматов, отличающихся сложным поведение, кора полушарий имее многочисленные (извилины) и борозды.

9.Короткие мягкие волоски (подшерсток)

2.Выполните задание: в каждое предложение вставьте пропущенное слово

Вариант -1.

1. В коже млекопитающих есть разные железы - потовые, сальные, … , пахучие.

2.Позвоночник млекопитающих расчленён на отделы: шейный, …, поясничный, крестцовый и хвостовой.

3. Анальное отверстие относится к … системе.

4. Сердце млекопитающих состоит из двух предсердий и двух … .

5. Для млекопитающих характерна … - куполообразная мышца, отделяющая грудную полость от брюшной.

Вариант – 2.

1. Скелет млекопитающих состоит из … , позвоночника, поясов конечностей и самих конечностей.

2. Место соприкосновения кровеносных сосудов матери с кровеносными сосудами оболочек зародыша называют … .

3. Почки относятся к … системе.

4 . Кровь, насыщенная углекислым газом, называется …

5. У млекопитающих различают длинные толстые остевые волосы, мягкие пуховые и жёсткие длинные - … .

3.Выпишите номера правильных утверждений:

1. К зверям относятся все названные животные: лев, собака, лось, лисица, коза, крот, летучая мышь, тюлень.

2. Все млекопитающие – живородящие существа.

3. Ушные раковины имеются у всех млекопитающих.

4. Млечные железы – своеобразное видоизменение сальных желёз.

5. Сердце млекопитающих четырёхкамерное.

6. Для млекопитающих характерна забота о потомстве.

7. Глаза располагаются по бокам головы у всех млекопитающих.


III. Актуализация опорных знаний. 

Изучая растительный и животный мир, вы узнали, что наряду с питанием, дыханием, раздражимостью, ростом и развитием есть ещё один признак, который свойствен всем живым организмам.

- Подумайте, что это за признак?

- В чем заключается сущность этого процесса?

- Какие формы размножения вам известны?”

- Что такое оплодотворение?

- Какие бывают типы оплодотворения?

Оплодотворение — это процесс слияния половых клеток. В ходе оплодотворения набор хромосом восстанавливается: образовавшаяся в результате зигота — оплодотворенная яйцеклетка — несет хромосомы обоих родителей. Оплодотворение бывает как наружное, так и внутреннее.

В ходе беседы на доске заполняется схема: Размножение. - Что такое размножение?

- В чем заключается сущность бесполого размножения, и какие формы бесполого размножения можно встретить в природе?

  • Бесполое:

    • Делением

    • Спорами

    • Вегетативное

  • Половое

- Какие изученные нами живые организмы размножаются данными способами? (Презентация- размножение )

- Какой способ размножения наиболее распространен в природе как у растений, так и у животных?

- Почему именно половой способ размножения более прогрессивный в органическом мире?

- Давайте вспомним половое размножения растений и животных.

ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ – способ размножения в органическом мире, осуществляемый с помощью половых клеток – гамет. Результатом полового размножения является рождение потомства, обладающего новыми, по сравнению с родителями, генетическими комбинациями.

Половое размножение характерно для большинства животных нашей планеты. И это не случайно: ведь этот способ размножения дает огромные преимущества. Образовавшиеся в результате полового размножения особи несут наследственные признаки и от одного, и от другого родителя. Поэтому они лучше приспосабливаются к изменению условий среды обитания и, значит, более жизнестойки.

Эволюция размножения и развития позвоночных животных 

Класс позвоночных животных

Оплодотворение

Форма развития зародыша

Место развития зародыша

Рыбы

Наружное

Яйцо

Водная среда

Земноводные

Наружное

Яйцо

Водная среда

Пресмыкающиеся

Внутреннее

Яйцо

Наземно – воздушная среда

Птицы

Внутреннее

Яйцо

Наземно – воздушная среда

Млекопитающие

Внутреннее

Яйцо

Организм животного

IVИзучение нового материала.

1.Строение половой  систем млекопитающих. Особенности размножения млекопитающих.

Млекопитающие – раздельнополые животные. 
Половая система самцов млекопитающих: Парные семенники → парные семяпроводы→копулятивный орган..
Половая система самок млекопитающих – парные  яичники → парные  яйцеводы, или фаллопиевы  трубы → матка.

Матка – особый орган, появляющийся только у млекопитающих.  Здесь происходит  вынашивание детенышей. 
 Млекопитающие – первые животные с  внутриутробным развитием. 
При этом в матке  формируется специальный  орган – плацента,  которая обеспечивает  питание  эмбриона.

Проблемная ситуация: Есть животные, которые откладывают яйца, но выкармливают детенышей молоком. К какой группе животных вы бы их отнесли?

2. В зависимости от особенностей размножения и развития млекопитающие делятся на три группы:

1. Яйцекладущие, или первозвери, не рождают живых детенышей, а откладывают яйца. Кроме того, у них, как у пресмыкающихся и птиц, имеется клоака. К ним относятся утконос (!) и ехидны (!), обитающие в Австралии и на прилегающих островах.

Утконос – совершенно своеобразное животное. Величиной он с кролика
, а спереди у него роговой выступ, подобный утиному клюву (отсюда его название). Когда впервые чучело его привезли в Европу, то ученые приняли его за подделку и решили, что его за подделку и решили, что утиный клюв пришит к какому – то зверю. Ещё более изумились все, когда выяснилось, что утконос… откладывает яйца и насиживает их! Кто же он: птица или млекопитающее? Однако выяснилось, что детеныш его после вылупления питается все же молоком. Млечные железы не имеют сосков. Поэтому молоко, как пот, выделяется на шерсть, с которой детеныш слизывает его.

Ехидны по внешности несколько напоминают ежа с очень длинными иглами. Они тоже откладывают яйца, но не насиживают их, а вынашивают в сумке на брюхе. Так же как у утконоса, детеныши слизывают молоко, выделяющееся по всей поверхности живота. Температура тела 25 – 30 градусов.

2. Сумчатые – это млекопитающие, у которых детеныши рождаются очень маленькими, слабыми и беспомощными (например, у кенгуру ростом в 2 м детеныш рождается длиной всего 3 смекопитающие, у которых детеныши рождаются очень маленькими, слабыми и беспомощными.. Поэтому долгое время такого детеныша мать донашивает в сумке на брюхе. В сумке находятся млечные железы с сосками. Новорожденный детеныш обычно висит на соске, не выпуская его изо рта. Подрастая, он начинает вылезать из сумки и питаться той же пищей, что и взрослые животные. Однако еще детеныш в случае опасности прячется в сумку и опять подкрепляется молоком, хотя в это время на другом соске уже может висеть его младший братец.

3. Плацентарные – такие млекопитающие, у которых маленькое яйцо после оплодотворения развивается в особом органе – матке, а зародыш прикрепляется к стенке матке плацентой (детское место). В плаценте через пуповину происходит тесное соприкосновение кровеносных сосудов матери и зародыша. К зародышу из крови матери поступают все необходимые питательные вещества и кислород, а обратно в кровь матери выделяются продукты обмена.

Процесс внутриутробного развития зародыша живородящих животных и человека называют беременностью.

Сроки беременности у млекопитающих различны 
(таблица № 2 )

Вид

Длительность беременности (мес.)

Человек

9

Индийский слон

21

Шимпанзе

8

Домашняя собака

2

Крупный рогатый скот

9

Кошка

2

Свинья

4

Овца

5

Морская свинка

2

Кролик домашний

0,7

Мышь

0,7

- Чем различается размножение мелких и крупных зверей?

Количество детенышей и  период внутриутробного развития  у  млекопитающих  зависит от размеров  тела, а  так же  от  степени смертности.
Для  мелких млекопитающих, с  большим количеством    природных  врагов характерен  короткий период  внутриутробного развития с  большим количеством рождающегося  потомства. Кроме того, м
ногие  виды  сохраняют  способность  к размножению  круглый год ( Норвежский лемминг). В  данном случае,  для выживания  вида рождаемость должна превышать  смертность (   грызуны, зайцеобразные).
У крупных  млекопитающих внутриутробное развитие  длится  достаточно  долго,   число детенышей – от 1 до 4. ( Пример -  слоны – внутриутробное развитие  длится около двух  лет,  рождается один, реже  два  детеныша). 
 
Длительность  внутриутробного развития  млекопитающих  зависит от  условий в которых  будут развиваться новорожденные.

  Вывод: У млекопитающих хорошо развит инстинкт заботы о потомстве. Самки выкармливают детенышей молоком, согревают их теплом своего тела, защищают от врагов, учат находить пищу. Особенно развита забота о потомстве у тех млекопитающих, детеныши которых рождаются беспомощными.

2. Сезонные  явления  в жизни  млекопитающих.

Биологические  циклы у млекопитающих  зависят от образа жизни,   климатических  условий  обитания. В основном,  чередование   сезонных  явлений  связано  с периодами размножения, либо с количеством  корма и носят  приспособительный  характер.

У  многих  млекопитающих  рождение молодняка  приходится  на  наиболее  благоприятный  для  роста и развития  период -  весну, лето.  Время  спаривания  зависит от продолжительности беременности и  может приходиться на разные сезоны: 
Грызуны, насекомоядные -  весна
Собачьи – зима
Копытные – осень
Куницы – лето

Периоды  активности  связаны  с нагулом  массы  тела, а  так  же, у  многих  видов с  созданием запасов  для  пережидания неблагоприятных условий  ( белки и  др. грызуны)

Преодоление  нехватки  кормовой базы  у  многих  млекопитающих происходит либо за  счет миграций, либо за  счет   впадения  в анабиоз (  спячку).

У копытных  миграции  представляют собой постоянные  кочевки. Переход  с  одних  территорий на другие позволяет предотвратить  истощение пастбищ.
У хищных  млекопитающих миграции незначительны.  В поисках пищи  они перемещаются на  небольшие расстояния.

Анабиоз  или  спячка  характерен  для многих   грызунов,  насекомоядных, рукокрылых. При  этом  резко снижается не только двигательная  активность,  но и  уровень обмена веществ.
У   хищников ( медведей, барсуков) во  время спячки  интенсивность обмена веществ  не изменяется, температура тела сохраняется на том же уровне.  Этому  способствует накопление  «бурого»  жира. Эти жировые клетки  содержат  большое число митохондрий,  что  обеспечивает  выработку  большого количества энергии, компенсирующую  отсутствие  мышечной активности.
Впадение  в  спячку связано не только  со снижением температуры окружающей среды, но и с  наступлением засушливых,  жарких  периодов, что тоже может привести к гибели  организма.

3. Поведение млекопитающих.

Для  млекопитающих  характерны  сложные  формы поведения,  что  связано  с  высокой организованностью  нервной  системы и органов  чувств.  У  млекопитающих, в сравнении  с остальными позвоночными животными наиболее развита кора  больших  полушарий.

У млекопитающих  хорошо  развита  так называемая  генетическая память -  совокупность безусловных  рефлексов,  служащая  основой для инстинктов.

Инстинкт -  сложная форма поведения,  характерная для особей  данного  вида,  основанная на наборе безусловных рефлексов.

Помимо этого, у  млекопитающих  развито   более  сложное восприятие   окружающего мира,  способность  анализировать  ситуацию  и  приспосабливаться  к ней.  Так же 
развита и  оперативная память, существующая на   формирующихся в течении жизни условных рефлексах.

Для  млекопитающих  характерно обучение потомства ( приемы охоты,  самозащиты и т.д.)  Наблюдается стадный и  стайный образ  жизни. В сообществах млекопитающих зачастую существует  четкая  иерархия,   распределение обязанностей ( Пример: в прайдах львов  существует  четкое распределение обязанностей между  самцами и самками.  Самцы охраняют территорию  прайда от внедрения  чужаков, а самки  занимаются  охотой  и   заботой о  потомстве).

Вывод: Млекопитающие имеют большие возможности для сохранения и выживания видов в природе, поскольку развитие зародыша происходит в организме, развит инстинкт заботы о потомстве.

V. Закрепление знаний.

Дайте определение терминам. (работа в парах)

1) Процесс, воспроизведения себе подобных организмов.

2) Половые клетки.

3) Оплодотворенная яйцеклетка.

4) Мужская половая железа.

5) Слияние мужской и женской половой клетки.

6) Форма оплодотворения.

7) Женские половые железы.

8) Оплодотворение, при котором организм развивается в специальном органе – матке.

Закончите фразы:

1) В яичниках располагаются ....

2) В семенниках развиваются ....

3) Оплодотворенные яйцеклетки поступают в....

4) Оболочка зародыша вместе со стенками матки образует....

5) Зародыш получает питательные вещества из ...матери.

6) У млекопитающих хорошо развит инстинкт... о....

7) О сходстве млекопитающих с предками говорит строение ....

8) Детеныши белок, кроликов, мышей рождаются....

9) Оплодотворение у млекопитающих....

Фронтальная взаимопроверка

VI. Подведение итога урока.  Благодарю за урок.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *