Коллективный способ обучения КСО (А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко)

Автор: | 06.01.2018

Обучение - это общение человека с человечеством.

А. Петровский

Ривин Александр Григорьевич (1877-1944) - русский советский педагог-но­ватор, автор метода коллективной учебной работы с применением диалогичес­ких пар сменного состава.

Дьяченко Виталий Кузьмич - профессор, заведующий кафедрой педагогики Красноярского ИПК работников образования, современный теоретик коллек­тивного способа обучения (КСО).

По В. К. Дьяченко,обучение есть общение обучающих и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Исторический ана­лиз показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения.

Организационная структура учебного процесса и стадии ее развития

Вид общеиия

Организационная форма обучения

Сспособ обучения

1. Опосредованное общение через пись­менную речь

1. Индивидуальная

1. Индивидуальный способ обучения (ИСО) - до XVI-XVII вв. ; включает две фор­мы: парную и индивидуаль­ную

2. Общение в паре

2. Парная (один учит дру­гого)

2. Групповой способ обучения (ГСО) - XVII-XX вв. ; вклю­чает три формы: групповую, парную и индивидуальную.

3. Групповое обще­ние

3. Групповая (один одно­временно учит многих)

4. Общение в парах сменного состава

4. Коллективная (каждый учит каждого)

3. Коллективный способ обу­чения (КСО); включает все четыре формы: коллектив­ную, групповую, парную и ин­дивидуальную

Коллективным способом обучения является такая его организа­ция, при которой обучение осуществляется путем общения в дина­мических парах, когда каждый учит каждого.

Идея обучения учеников самими учениками берет свое начало из древности, а в новое время была наиболее ярко воплощена в так называемойбелл-ланкастерской системе взаимного обучения. Суть этой системы состояла в том, что

старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, осуществлять массовое их обучение, но само качество этого обучения было крайне низким. Этим и объясня­ется то, что белл-ланкастерская система не получила широкого распространения.

А. Г. Ривин и В. К. Дьяченко используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог-общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребе­нок выступает поочередно то учеником, то учителем.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *