Познание как постижение истины. Понятие истины. Основные концепции истины

Автор: | 06.01.2018

Непосредственная цель познания - постижение истины, т. е. действительного знания о мире и человеке. Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины.

Постоянный и необходимый спутник истины на всех этапах ее развертывания и углубления – заблуждение. Заблуждение – это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения следует отличать от лжи – преднамеренного искажения истины в чьих-то корыстных интересах – и связанной с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации. Развитие практики и самого познания показывает, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (как, например, учение о «вечном двигателе»), либо превращаются в истинные знания (превращение алхимии в химию).

Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Поэтому первый и исходный признак истины – объективность. Истину познают люди – это субъективный компонент истины. Выделяют такие св-ва истины как непротиворечивость (с точки зрения формальной логики), простота, красота, эвристичность (способность знания к саморасширению) и др.

Истина – это процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме.

Выделяют понятия абсолютной и относительной истины. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноте его отражения. Абсолютная истина – это 1) полное, исчерпывающее знание о действительности в целом – гносеологический идеал, 2) тот элемент знаний, который не м. б. никогда опровергнут в будущем: «люди смертны» и т.д. – это вечные истины. Относительная истина выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, незавершенности. Относительная истина есть верное, но ограниченно знание о чем-либо.

Выделяют также конкретную и абстрактную истины. Конкретность - это св-во истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных св-в, тенденций его развития. Суждение, верно отражающее объект в данных условиях, становится ложным по отношению к тому же объекту в иных обстоятельствах.

Основные концепции истины. Проблема истины, т. е. проблема достоверного, правильного, адекватного знания, была сформулирована и осознана еще в Др. Греции. Классическое понятие истины сформулировал Аристотель: считая истинность не св-вом вещей, а св-вом представлений и суждений, он определяет истинность как соответствие мнений, утверждений с действительностью. Имеются разные понимания истины. Многие авторы в качестве основных выделяют 3 концепции истины в современной философии:


*концепция соответствия (корреспонденции) - «Истина - это соответствие знаний действительности»;

*концепция когеренции - «Истина - это свойство самосогласованности знаний»;

*концепция прагматичности, понимаемая двояко - «Истина - это полезность знания, его эффективность»; «Истина - это опытная подтверждаемость».

Очевидно, что знание м. б. соотнесено с реальностью, должно коррелировать с др. знанием, поскольку оно системно и взаимосвязано. Прагматический подход, в свою очередь, фиксирует соц. значимость, признание обществом, коммуникативность истины. Соответственно каждый из подходов предлагает свои критерии истинности, которые при всей их неравноценности должны, по-видимому, рассматриваться в единстве и взаимодействии, т. е. в сочетании эмпирических, предметно-практических и внеэмпирических критериев. Современное понимание истины предполагает диалог различных философских концепций и синтез наиболее плодотворных идей в контексте современных представлений науки и культуры.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *