Дифференциация звуков

Автор: | 06.01.2018

Дифференциация звуков – это процесс, направленный на на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или способу и месту образования.

Логопедическая работа, направленная на постепенную дифференциацию звуков по моторным и акустическим признакам, проводится в следующей последовательности:

1. Дифференциация изолированных звуков.

Работа проводится с использованием картинок-символов.

При дифференциации звуков «з» и «ж» по моторным признакам поочерёдно уточняется, затем сравнивается артикуляция обоих звуков: положение губ, языка, качество воздушной струи.

Виды работ с картинками-символами при дифференциации звуков по моторным признакам:

1. Не называя картинку, ребёнок называет звук «з» или «ж».

2. Не называя звук, ребёнок определяет место положения языка (вверху или внизу).

3. Ребёнку предлагают вперемешку картинки, содержащие звуки «з» и «ж» («жёлуди», «зонт», «коза»); ребёнок выполняет первый или второй вид работы.

При дифференциации звуков по акустическим признакам логопед произносит звуки «з» или «ж», ребёнок показывает соответствующую картинку-символ.

2. Дифференциация смешиваемых звуков в слогах.

Для повторения используют ряды слогов со смешиваемыми звуками. Количество слогов в ряду может быть от двух до пяти. Соотношение дифференцируемых звуков в слоговом ряду может быть разным.

Для дифференциации в произношении звуков «л» и «р» могут быть последовательно использованы следующие слоговые ряды:

1. Ла-ра (ло-ро; лу-ру; лы-ры).

2. Ал-ар (ол-ор; ул-ур; ыл_ыр).

3. Ала-ара (оло-оро и др.).

4. Ла-ла-ра.

5. Ра-ра-ла.

6. Ра-ла-ра.

7. Ра­-ал-ра.

8. Лул-рур.

9. Ра-лу-ол-ры и др.

При устранении фонематических дислалий работе над дифференциацией звуков в слогах следует уделить особое внимание: упражнения по различению в произношении пар и рядов слогов с близкими артикуляционно или акустически звуками эффективный приём профилактики дисграфии.

3. Дифференциация смешиваемых звуков в словах.

При дифференциации звуков в словах по акустическим признакам логопед произносит слово или называет картинку, а ребёнок показывает символ.

При дифференциации звуков в словах по моторным признакам ребёнок раскладывает картинки в две стопки, называя их.

Для дифференциации предлагают пары, ряды слов, содержащие дифференцируемые звуки. В логопедической работе на данном этапе используются слова-паронимы, отличающиеся одним из звуков («мишка»-«миска»); позже – слова, в которых имеются оба дифференцируемых звука («железо», «зажигалка»); применяют задания по обучению звуковому анализу на материале слов с дифференцируемыми звуками: на поиск слов, содержащих дифференцируемые звуки.

4. Дифференциация звуков в предложениях.

Предложения повторяются ребёнком вслед за логопедом; составляются с опорой на вопрос логопеда, с опорой на сюжетную или предметную картинку. Количество слов в предложении с дифференцируемыми звуками, структура предложения и слов в нём усложняется постепенно.

Значительная роль на этапе дифференциации звуков отводится развитию фонематического анализа и синтеза.

Одновременно дифференцируют не более двух звуков. Если в дифференциации нуждаются все звуки определённой фонетической группы (все свистящие звуки), их объединяют попарно.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *