Урок технологии в 4 классе «Ручная вышивка»

Автор: | 06.01.2018

РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ

В 4 КЛАССЕ

По теме: «Ручная вышивка».

Подготовила:

учитель высшей категории

МБОУ СОШ № 41 г. Уфа

Сахацкая Л.Е.

ПЛАН УРОКА.

ТЕМА:«Ручная вышивка. Украшающие швы».

УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ: Научить выполнять вышивку игольчатым швом.

РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ: Развивать мыслительную деятельность уча­щегося, используя технологию конструиро­вания урока, самостоятельно сформулиро­вать вопрос и ответить на него, делая свои выводы, добывать знания из разных источ­ников.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: Приобщить к истокам русской культуры, национальным традициям.

ХОД УРОКА.

  1. Организационная часть. Приветствие.

  1. Объяснение нового материала. Теоретическая часть - объясне­ние учебного материала с применением технологии конструирования урока по системе координат (на основе логико-смысловой модели).

В процессе объяснения раскрываются следующие вопросы темы:

  1. История развития вышивки.

  1. Виды вышивки.

  1. Инструменты и принадлежности, применяемые при
    вы­полнении ручной вышивки (демонстрация их).

  1. Ознакомление учащихся с правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями.

5. Подготовка к выполнению практической работы:

а)перевод рисунка на ткань (практический показ);

б)запяливание ткани;

в)техника выполнения вышивальных швов: - практи­ческий показ швов преподавателем; - учащиеся вы­полняют задание по обучающим карточкам (стебельчатый шов, тамбурный шов).

6. Выполнение вышивки « Яблоко».

3. Подведение итогов урока. Оценка работ учащихся.

ВЫШИВКА.

(Конспект урока)

Вышивала мама.

Вышивала мама, вышивала,

Создавая счастье и уют.

Вечерами она так певала,

Как теперь, пожалуй не поют.

Песня тихо тянется, как нитка,

И слова слагаются в узор;

То резная звякает калитка

И туманный виден косогор,

То свистят малиновые сани,

Голубые пляшут бубенцы,

То смеются: «Сами, мол, с усами!»

Молодые наглые купцы…

Бегает проворная иголка

И мелькает розовая нить,

Вышивала мама долго-долго,

В песню душу силилась вложить.

Не жалела маленького сердца,

А другим прощала все грехи.

Спать пойдет, когда на полотенце

Красные проснуться петухи.

То по голове погладит дочку,

То заглянет в люльку: спит сынок!

И на песне так поставит точку,

Будто бы завяжет узелок.

Народная вышивка - старинное изобразительное искусство, это рисунок ниткой по ткани. Процесс выполнения вышивок увлекате­лен. Занятие вышиванием развивает эстетический вкус, прививает аккуратность, усидчивость, трудолюбие, творческое отношение к труду, оказывает успокоительное воздействие, в шутку называют «иглотерапией». Искусство вышивания имеет многовековую историю. Из поколе­ния в поколение отрабатывались узоры и цветовые решения, создава­лись образцы вышивок с характерными национальными чертами. Каждый народ в зависимости от местных условий, особенностей бы­та, обычаев и природы создавал свои приёмы вышивки, мотивы узо­ров, их построение.

В русской вышивке, например, большую роль играет геометриче­ский орнамент и геометризированные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы. В форме ромба изобража­лось солнце, птица символизировала приход весны и т.д.

Большой интерес представляют собой вышивки народов Повол­жья и Урала: марийцев, мордвы, чувашей, татар, башкир. Вышивки этих народов имеют много общих черт, различия в технике их испол­нения.

Башкирские орнаменты - это ряды чередующихся треугольников и лепестков в трех вариантах - упрощение лотосного орнамента, ор­намент в виде «бегущих волн», ряда сердцевидных фигур. Шерстью и шелковыми нитями выполнялись на башкирском костюме узоры «солнца», роговидные мотивы, треугольники, амулеты. В декоре ис­пользовались кораллы, бисер, серебряные подвески. По цветовой гамме предпочтение отдавалось красному цвету в сочетании с зелё­ным и жёлтым, реже использовался синий цвет.

Цвет, колорит в вышивке играют важную роль. Колорит- соотно­шение красок по тону, насыщенности. Различают тёмный, яркий или приглушённый колорит. Искусству подбора цветов можно учиться у природы. Современный век даровал неоспоримые удобства готовой одежды и отнял прелесть ручного труда, сделав людей внешне похожими друг на друга. Именно в наше время увеличивается стремление к индивидуальному, единственному.

Вышитая одежда приобретает художественную ценность и высоко

ценится на аукционах.

ВИДЫ ВЫШИВКИ.

1.Гладь.

Гладь широко распространена в народных художественных вы­шивках. Гладьевыми стежками заполняют элементы узора по переве­дённому на ткань свободному контуру. Для вышивки может быть ис­пользована любая ткань с гладкой поверхностью - тонкая и плотная, хлопчатобумажная, шёлковая, с любым переплетением нитей.

Гладь может быть выполнена различными способами и приёмами, белыми и цветными нитками. И в белой, и в цветной глади преобла­дают мотивы растительного характера.

2.Аппликация.

Аппликация (накладное шитьё) очень интересный вид вышив­ки, известная она с давних времён. Одежду и бытовые вещи украша­ют, используя кусочки ткани, фетра, замши, кожи, меха, которые на­кладывают по узору на основную ткань и закрепляют различными швами: гладью, петельным, тамбурным и д.р. Изделия, украшенные аппликацией носят особо декоративный характер и хорошо смотрят­ся в современном интерьере.

3.Ажурная вышивка (ришелье).

В ажурной вышивке вырезаются или сами фигуры орнамента или ткань между ними. Вышивкой ришелье украшают блузки, платья, воротнички, манжеты, салфетки, бельё и т.д. Вышитые изделия вы­глядят очень эффектно. Ажурная, с просветами, ткань в местах вы­шивки смотрится, как кружевное полотно.

4.Мережка.

Выполняют ей по разреженной полосе, образовавшейся в ткани, после удаления нескольких нитей в продольном или поперечном на­правлении. Декоративными мережками, выполненными белыми и цветными нитками, украшают предметы одежды, салфетки, дорожки, бельё и т.д.

ПЕРЕВОД РИСУНКА НА ТКАНЬ.

Рисунок на ткань можно перевести несколькими способами. Во всех случаях узор с оригинала сначала переводят на кальку, после этого рисунок переводят на ткань.

  1. Перевод рисунка с помощью копировальной бумаги.

Ткань, предварительно поглаженную, расстилают на гладкой поверх­ности. Кальку с узором кладут на ткань и прикрепляют булав­ками. Под кальку подкладывают копировальную бумагу и обводят

узор острым отточенным карандашом. Желательно иметь набор копировальной бумаги различных цветов.

2. Перевод рисунка (припорохом).

Рисунок переводят на кальку и равномерно накалывают его толстой иглой. Наколотый рисунок (трафарет) кладут на ткань с лицевой стороны, прикрепляют иглами. Ватным тампоном, на котором находится слой зубного порошка или синьки, протира­ется рисунок. Проходя через дырочки на ткань порошок обра­зует ясный рисунок, который затем обводится карандашом или прошивается. Порошок можно развести в керосине и протереть по кальке для прочности перевода рисунка.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ.

При работе с иглами, булавками, ножницами необходимо соблюдать осторожность, чтобы не получить травму. Иглы и булавки хранить игольнице или вкалывают в мягкую подушку. Не подносите иглу нитью к лицу, не вкалывайте иглу в свою одежду. Острые концы ножниц не подносите близко к лицу, передавать ножницы следует за сомкнутые острые концы. Вышивая, надо сидеть прямо, наклонившись к спинке стула. Через каждые 40-50 минут необходимо делать перерыв, чтобы не утомляться. Свет должен падать с левой стороны. Расстояние от глаз до работы 25-30 см.

инструменты и принадлежности.

Для выполнения ручной вышивки необходимы следующие очень нужные инструменты: иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, пяльцы, иглы для вышивания должны быть короткие с удлиненным ушками,чтобы легко было вдеть рабочую нитку в несколько сложений. Наперсток надевают на средней палец правой руки. Он предохраняет от уколов. Ножницы используются трех видов: маленькие (для отрезания и выдергивания ниток), средние с загнутыми концами, в для разрезания тканей. Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют её от деформации. Ткань кладут на больший обруч и расправляют её так, чтобы нити не перекосились. Сверху накладывают большой обруч, нажимают на него и ткань запяливается.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.

1.Упражнение для глаз (пчела).

Сесть удобно, спина у всех должна быть прямая. Вообразим перед

собой летящую пчелу. Пчела летит медленно, кругами на расстоянии

нескольких метров от лица. Вам нужно сфокусировать свой взгляд

на движущейся пчеле и выполнять круговые движения глазами. Теперь пчела села вам на переносицу. Не упускайте её из виду.

2.Упражнение для шейных позвонков (танец змеи).

Сидим так, чтобы спина была прямая. Будем вращать головой в горизонтальной плоскости, ось головы все время вертится. Выполняем вращения сначала в одну сторону, затем - в другую.

3. Упражнение для рук (ворона).

Встали прямо. Сейчас мы вообразим себя воронами и будем

махать руками вверх-вниз. Прямые в локтях руки, как крылья, поднимаются вверх и силой опускаются вниз. Старайтесь выполнять движения энергично, а вдруг вы вправду сейчас взлетите.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ НИТИ НА ТКАНИ.

Сложить нить пополам и сложенные вместе концы продеть в
иглу
, затем сделать первый стежок, не вытягивая нить до конца.
В образовавшуюся петельку ввести иглу с рабочей нитью и
вынуть её.

По технике выполнения и применения швы разделают на несколько групп: украшающие, тамбурные, обшивочные, соединительные, счётные.

Игольчатый шов (украшающий) - один из самых распространенных и знакомых многим швов. Вышивают его слева направо, сверху вниз

Закрепив нить, делают стежок назад, набирая по 3-4 нити ткани и выводят её в место первого прокола. Вновь идет стежок назад, набирая на иглу столько же нити и выводят на место предыдущего прокола и т.д. Очень важно следить, чтобы рабочая нить при шитье всё время падала с одной стороны иглы справа или слева. Стежки нужно делать небольшие, плотно уложенные один к другому, только при этом получится ровный и чёткий шов. Им можно вышивать на детских изделиях.

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ ДЕТЬМИ.

  1. Подготовка рабочего места.

  2. Перевод рисунка на ткань.

  3. Выполнение пробного шва.

  4. Выполнение вышивки « Яблоко», используя игольчатый шов.

  5. Демонстрация готового изделия.

  6. Оценка работ детей.

ИТОГ УРОКА.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *