Электронная коммерция

Автор: | 06.01.2018

Электронная коммерция является обобщенным названием для ряда технологий, позволяющих увеличивать эффективность всего торгового процесса в целом. Электронная коммерция дает возможность продавцам расширять их присутствие в Интернете, создавая Интернет-магазины, которые предоставляют возможность просмотра и выбора товаров, использования каталогов услуг и обеспечения безопасности операций оплаты.

Электронная коммерция включает в себя как сделки «бизнес-бизнес» (business-to-business transactions), когда покупатели могут записать счет покупки на проверенный банковский счет, так и сделки «бизнес-потребитель» (business-to-consumer), когда покупатели могут платить за покупки с помощью организации безопасных платежей.

Продавцы могут поместить свой сайт по отдельному адресу, что требует отдельного доступа, либо могут поместить его на уже созданном сайте в качестве подраздела.

Сегодня существует множество различных опций по организации таких сайтов от программного обеспечения, позволяющего сделать все самому, до сложнейших решений, требующих годы для полного завершения работы над проектом. Такие сложнейшие решения стоят не меньше 3 миллионов долларов США.

Обычными компонентами электронной коммерции являются: факс; электронный обмен данными (EDI); электронная почта; голосовая почта; электронные каталоги; электронная передача фондов; технологический обмен данными; электронные формы; поток работ. Все эти компоненты поддерживаются электронными и телекоммуникационными средствами, включая Интернет. Например, посчитано, что для пересылки многостраничного документа требуется затратить от 10 до 90 долларов США. Возможности Интернет позволяют сделать этот процесс в несколько раз дешевле.

Электронная коммерция является одним из инструментов, позволяющих эффективно устроить передачу информации и товаров от производителей и поставщиков прямо к конечному потребителю. Логистическое управление является частью объединенной стратегии электронной коммерции в современных моделях бизнеса.

По последним исследованиям журнала InternetWeek, 65% компаний, названных всемирно известным журналом Fortune «500 самыми успешными компаниями в мире», не имеют четкой стратегии в области электронной коммерции и около 25% этих же компаний не имеют достаточно четкого плана внедрения и применения электронной коммерции.

Выделяются три основные стратегии, которые компании используют для улучшения своих конкурентных позиций в эру господства покупателя.

Во-первых, необходимо изменить направление логистической цепи от «толкаемого» к «тянущему» («pull model»). В старой «толкаемой модели» («push model») логистическая цепь начинается с поставщиков сырья, которые соединены с производителями, те в свою очередь соединены с распространителями/поставщиками и заканчивается цепь покупателями/потребителями. «Эта модель была замечательной для поставщиков сырья - они определяли цены на комплектующие и сырье, даже определяли схему производства, что в конечном счете не всегда было хорошо для конечного потребителя, который практически ничего не определял в производственном процессе».


Чтобы сделать «pull model» эффективной, компании должны устанавливать электронную связь с другими звеньями цепи и переделать свои информационные системы таким образом, чтобы они могли работать все вместе.

Достоинства электронной коммерции для покупателя:

1. Доступ к большей информации. Покупатель имеет возможность ознакомиться с большим количеством текущих предложений для принятия своего решения. По исследованиям, сбор информации, относящейся так или иначе к принятию решений о покупке, является самым распространенным видом сбора информации в сети. Интерактивность сети и система гипертекста позволяет полностью контролировать поиск такой информации. Поэтому такого рода коммуникации больше ориентируются на потребителя, чем все традиционные виды. Покупатель сам решает, где он будет искать информацию и что конкретно ему нужно.

2. Более легкое исследование рынка и сравнение товаров. Процесс поиска и сравнения товаров и услуг в сети значительно ускорен и упрощен. Покупатели могут внимательно изучить свою покупку в режиме он-лайн, что помогает принять решение о покупке. Также легко находить те товары и услуги, которые трудно найти традиционными способами.

3. Низкие цены. Большая конкуренция, обусловленная возможностью большего числа фирм действовать на электронном рынке, заставляет снижать цены. Кроме того, качество и выбор становятся лучше.

Достоинства электронной коммерции для продавца:

1. Лучшая сеть распространения товаров и услуг. Особенно выигрывают фирмы по распространению информации. Продавцы и покупатели могут устанавливать непосредственный контакт, уменьшая стоимость некоторых трансакционных издержек, необходимых при традиционных способах коммуникации. Это делает распространение более эффективным. Уменьшается время заключения сделок. Происходит глобализация сетевой экономики. Несмотря на все это, нужно учитывать реалии рынка.

Бизнес в сети предоставляет ведущую роль покупателю. Фирмам легче становится собирать информацию о своих потенциальных потребителях, проводить их мониторинг. Однако требуется дальнейшее развитие технологий для того, чтобы эти выгоды могли быть использованы в полой мере.

2. Маркетинговые коммуникации. Информация о фирме используется как внутренними пользователями, так и потребителями и конкурентами, Происходит интерактивное взаимодействие с покупателем, чего не добивались с помощью традиционных средств коммуникации в таких масштабах.

Сайты в сети работают круглосуточно. Покупатель получает столько информации, сколько ему нужно. Продавец получает необходимую информацию о покупателе, что позволяет повысить эффективность процесса обслуживания в будущем. Делается акцент на специализацию фирмы.

Операционные достоинства. К ним относится уменьшение числа ошибок, времени и затрат на передачу информации. Уменьшение стоимости доступа к информации происходит за счет доступа он-лайн ко всем необходимым релевантным сведениям по проблеме. Облегчается доступ на некоторые труднодоступные сегменты рынка (особенно географически удаленные рынки), идет ускорение различного рода операций.

За последние 5 лет значительно выросли объемы применения Всемирной паутины (World Wide Web) как средства торговли и коммерции. Сама технология стала более усовершенствованной. Интернет теперь не рассматривается только как вспомогательное средство коммуникации. Сегодня Интернет предоставляет коммерческие и торговые возможности по обмену товарами и услугами, тем самым уменьшая необходимость перемещений на большие расстояния и даже составляя некоторую конкуренцию традиционным методам торговли. Совершенствование технологий создало возможности для бизнеса достигать отдаленных рынков и применять такие казалось бы неприемлемые вещи, как концерты в режиме он-лайн, кино- и видеофильмы по заказу и так далее. Электронная коммерция растет быстрыми темпами, и многие технологи-аналитики предсказывают бум в Интернет-торговле

Электронная торговая площадка или B2B-площадка (Business to business marketplace) – место, где заключаются сделки купли-продажи между предприятиями – покупателями и продавцами. Электронные торговые площадки (ЭТП) существуют как отдельные интернет-системы (сайты) и предназначены для непосредственной организации он-лайн деятельности специалистов служб сбыта и снабжения различных предприятий. На электронной торговой площадке создаются фирменные каталоги, производится поиск продавцов и покупателей, проводятся тендеры, аукционы и другие виды конкурсов в режиме он-лайн, осуществляется оплата и контроль поставок. Торговая площадка может фактически предоставлять все функции, необходимые для обеспечения сбыта и снабжения.

Существуют разные виды площадок – закупочные, сбытовые, многоотраслевые, отраслевые и продуктовые площадки. Несмотря на то, что разные категории площадок имеют свои преимущества и недостатки, их общая отличительная черта – снижение издержек предприятий. По оценке компании IBS экономия от использования схем B2B может достигать 15% со стороны закупок и 22% со стороны сбыта. Корпоративные закупочные и сбытовые площадки создаются одним или несколькими покупателями или продавцами и призваны перевести в Интернет связи с существующими партнерами компании. Как правило, такие площадки позволяют автоматизировать процесс обмена информацией с контрагентами, снизить стоимость и сократить время сбыта и закупок продукции.

Многоотраслевые, отраслевые и продуктовые площадки создаются третьими сторонами – технологическими компаниями, ассоциациями, банками, информационными агентствами, торгово-промышленными палатами или другими субъектами рынка

Несмотря на высокую концентрацию участников рынка и возникающую отсюда конкуренцию поставщиков, на таких площадках всегда можно выделиться из общей массы путем размещения рекламы. Покупателям также выгоднее посещение отраслевого портала вместо долгих поисков необходимой продукции на сайтах отдельных поставщиков.

Стандартным сервисом площадок является предоставление клиентам возможности размещения заявок на покупку/продажу какой-либо продукции. На большинстве площадок эта услуга является бесплатной, тем не менее, уже появляются, площадки, практикующие взимание абонентской платы со своих клиентов.

Электронные торговые площадки особенно подходят, когда:

· рынки являются большими, число потенциальных поставщиков велико и они территориально рассредоточены;

· спецификация продуктов и информация о них меняется быстро;

· предлагаемая продукция имеет большое число свойств и характеристик, что усложняет процесс выбора покупателем;

Торговые площадки подразделяются на четыре типа:

· Вертикальные электронные торговые площадки представляют товары и услуги конкретной отрасли.

· Горизонтальные торговые площадки представляют товары и услуги ряду организаций из различных рыночных сегментов, не ограничиваясь отдельными отраслями. Такие горизонтальные торговые площадки могут создаваться, например для оплаты и предоставления банковских услуг, осуществления поставок.

· Торговые площадки поставщика\покупателя. Такая площадка, как правило, контролируется группой поставщиков;

· Нейтральные торговые площадки.

Примеры электронных торговых площадок приведены в таблице 7.2.

Таблица 7.2 Примеры электронных торговых площадок

B2R
http://www.b2r.ru/
Многоотраслевая торговая площадка. Система с полным документооборотом и общепринятой системой финансовых расчетов позволяет зарегистрированным участникам выставлять свои заявки и предложения на площадке, выполнять поиск необходимых товаров для покупки или продажи, вести торги в режиме on-line, заключать сделку по результатам торгов с полным электронным документооборотом, контролировать все этапы прохождения сделки.
Faktura.ru
http://www.faktura.ru/
Многоотраслевая электронная торговая площадка. За обслуживание в системе поставщик платит небольшую комиссию от суммы каждой совершенной сделки. Покупатели обслуживаются бесплатно и получают выгодные условия поставки, которые обычно предоставляются только крупным предприятиям при большом объеме заказа. В рамках работы на центральной торговой площадке пользователи имеют возможность осуществлять весь комплекс торгово-закупочных мероприятий: размещать каталоги товаров, искать товары по каталогам, проводить on-line переговоры, заключать сделки, готовить товарораспорядительные документы, осуществлять и контролировать оплату.
FIS.ru
http://www.fis.ru/
Более 6 000 компаний из всех регионов страны (более чем из 300-х городов РФ) размещают в системе свои предложения. С помощью поисковой системы, либо по адаптированному для тематического поиска каталогу системы посетители могут найти нужную отраслевую группу либо непосредственно необходимый им товар или услугу c последующей возможностью получения информации о них. Участники и посетители системы могут размещать в интересующих их разделах системы свои координаты либо подробные коммерческие предложения на покупку или продажу товаров или услуг.
MetallTorg.Ru
http://www.metalltorg.ru/
Информационная система MetalTorg.Ru предназначена для свободного и оперативного обмена предложениями на покупку и продажу металлопродукции между участниками рынка. Доступ в торговую систему MetalTorg.Ru производится с помощью терминала, который может быть установлен в любом удобном для пользователя месте.
NGE
http://www.nge.ru/
Торговая площадка по нефтепродуктам, нефти и газу. Новости, форум, другая полезная информация (подбор статей, ГОСТы, ссылки). Участие в торгах возможно после регистрации. Предложения разрешено выставлять ограниченному числу предприятий. Ведется собственное "рейтингование" компаний.

На торговой площадке, как правило, существует процедура авторизации участников. Желающие стать пользователями данной торговой площадки проходят процедуру регистрации, позволяющую установить и ввести в систему необходимую информацию о предприятии пользователя. После регистрации пользователю предоставляются ключи (логин-имя, пароль) для входа в систему. При вводе пользователем своего ключа система "опознает" данного пользователя и предоставляет ему доступ к ресурсам системы.

Электронные аукционы. Основное отличие электронного аукциона заключается в том, что они проводятся на расстоянии (дистанционно) и в них можно участвовать, не находясь в определённом месте проведения, делая ставки через интернет-сайт или компьютерную программу аукциона.

Веб-аукционы могут проходить в нескольких вариантах: английском, голландском, закрытых торгов и обратных заявок.

Вариант английской подачи заявок. При таком процессе текущие заяв­ки заменяются заявками с более высокой ценой, чтобы в конце кон­цов получить максимальную цену на выставленный продукт.

Вариант голландской подачи заявок. На голландском аукционе аукционист начи­нает с высокой цены, а затем ее поэтапно снижает до тех пор, пока не получит заявку. Успешный участник после этого решает, будет ли он покупать по данной цене всю выставленную партию или только ее часть. На оставшиеся в данном лоте товары аукционист снова повышает цену предложения, а затем снижает ее по шагам и действует точно так же, как в отношении полной партии, до тех пор, пока не будет продана оставшаяся часть либо не будет достигнута цена, на которой он дол­жен остановиться и больше не продавать.

Закрытые торги. Этот процесс во многом похож на тендер. Потенци­альный покупатель предлагает претендентам к установленной дате и времени в закрытом формате подать свои предложения. В конкретный день и час представители покупателя оценивают и сравнивают заявки в соответствии с установленными критериями рейтинга. Заявкой-по­бедительницей считается та, которая получает максимальное количе­ство баллов по этим критериям. Если несколько заявок получают одну и ту же оценку, победителем признается заявка с лучшей для покупа­теля ценой.

Обратные аукционы. При обратном аукционе закупающие организации информируют по­ставщиков о товарах, которые они хотят купить, и о цене, которую они готовы заплатить, а поставщики конкурируют друг с другом, предлагая свои цены за эти товары; весь этот процесс происходит в течение установленно­го периода времени. Обратные аукционы особенно полезны, когда существует неопределенность в размере рынка и желании про­давцов поставлять продукт на него; когда планируется покупка крупных объемов товара, для которых можно установить четкие спецификации либо при продаже избыточных активов.

Электронные аукционы, как отрасль электронной коммерции, доказали свою выгоду, так как они обеспечивают ряд преимуществ по сравнению с обычным аукционом. Прежде всего это экономия рабочего времени, денежных средств и территориальная независимость – участие в торгах возможно из любой точки мира.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *