Конспект урока- практикума в 10 классе на тему»Основные способы словообразования»

Автор: | 06.01.2018

Учитель – Нисивкина С.П.

Урок-практикум по теме

«Основные способы словообразования» в 10 классе

Цель: научить правильно определять способы образования слов.

Задачи:

1. повторить способы образования слов (морфологические и неморфологические);

2.определить связи словообразования с другими разделами лингвистики;

3. формировать культуру речи, прививать интерес и любовь к русскому языку.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Раздача заданий для «Ловушки». Работа в парах.

Задание №1: оценить правильность высказываний знаками «плюс» или «минус» (верно-неверно).

  1. Словообразование – раздел лексики, который изучает слово как часть речи и его формы.

  2. Морфемы – значимые части слова (приставка, корень, суффикс, окончание).

  3. Строение слова изучает лексика.

  4. Окончание – изменяемая значимая (грамматическое значение) часть слова, образующая форму слова и служащая для связи слов в словосочетании и предложении.

  5. У каждой части речи есть свои «любимые» суффиксы.

  6. Основной суффикс существительных –л.

  7. Основные суффиксы притяжательных прилагательных: -ий; -ин; -ов.

  8. Омонимичные корни - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию (вода, водитель).

  9. Неморфологический способ образования слов – это переход одной части речи в другую, сложение, приставочный.

  10. Способы образования форм слова: с помощью окончания, формообразующих суффиксов (- л; -а; -ющ; -вши; -вш; -учи), форм сравнительной и превосходной степени прилагательных ( тонкий –тоньше- тончайший).

2.Проверка: пара у доски. Модельный ответ: 1 - 2 + 3 – 4 + 5 + 6 – 7 + 8 + 9 – 10 +

Оцените себя, оценку поставьте в оценочный лист.

Шкала оценивания: «5» – 0 ошибок

«4»– 1-2

«3» – 3-4

«2» – 5 и более.

3.Выход на тему урока. С каким разделом лингвистики мы с вами сегодня будем работать? Тема урока? (записать ее). Что изучает словообразование? Цель урока? (целеполагание).

Цель: научиться правильно определять способы образования новых слов. Задачи?

4. Актуализация. Какие способы образования слов мы знаем?

1. Морфологические и 2.неморфологические

приставочный, суффиксальный, 1. переход из одной части речи в другую

приставочно-суффиксальный, бессуфиксный, (морфолого-синтаксический)

сложение: основ, слов, 2. изменение значения слова

основ с соединительной гласной, без с. гласной, (лексико-семантический)

частей слов, частей слов с суффиксацией, 3. сращение (лексико-синтаксический).

аббревиация (начальных звуков, начальных букв)

5. Задание № 2: определить способы образования данных слов (по вариантам).

1 вариант.

Беспорядок, назавтра, прыгнуть, горячо, по-летнему, подружиться, дрожь, удар, лесостепь, сталевар, метеосводка, телевидение, собкор, завхоз, ТОО, ВВС, диван-кровать, вуз, мороженое (мясо, вкусное), кулак (сжатый, Прохоров), долгоиграющая пластинка, сейчас.

2 вариант.

Безнравственный, неглубокий, медленно, птичий, по-новому, натанцеваться, зелень, привоз, овощехранилище, водопад, авторучка, сорокалетие, Минюст, спецкор, КСК, КВН, платье-халат, ТЮЗ, удивлен чудом – чудом спасся, княжеский удел – печальный удел, быстрорастворимый порошок, сумасшедший гражданин.

Проверка по модельному ответу. Оценивание – по шкале оценивания, сверив свою работу с модельным ответом.

Шкала оценивания: «5» – 20-22 слова (1-2 ошибк
и)

«4»– 15-19 (3-7 ошибок)

«3» – 12-14 (8-10 ошибок)

«2» – 11 (11 и более ошибок)

Выставление учащимися оценки за выполнение второго задания в оценочный лист.

С какими разделами лингвистики связано словообразование?

6. Задание №3:записать словосочетания, раскрыв скобки. Слитно, раздельно или через дефис?

Железнодорожный состав, труднодоступные горы, долгоиграющая пластинка, быстрорастворимый порошок, северо-западный ветер.

Почему эти сложные прилагательные пишутся слитно и через дефис? (актуализация).

Первое слово образовано из словосочетания железная дорога, с подчинительной связью. Первая часть остальных сложных прилагательных – наречия, при них нет зависимого слова. Переделайте эти словосочетания в словосочетания с ЗС. Что получилось?( примеры записать на доске).

Последнее прилагательное обозначает промежуточную сторону света.

7. Какой будет тема нашего следующего урока? (Слитное, раздельное, дефисное написание существительных, прилагательных, наречий).

Рефлексия. Возвращение к теме урока. Достиг ли урок цели? Какие способы образования определяем легко, какие – еще нет? В оценочный лист за третье задание оценку пока не ставьте, листы сдайте. На следующем уроке проведем тестирование, и тогда уже оценка будет выставлена всем в журнал.

Домашнее задание: 1 ряд – подобрать (составить) 5 тестовых заданий с 4 вариантами ответов на тему « Слитное,

2 ряд – «раздельное,

3 ряд – «дефисное написание существительных, прилагательных, наречий» (с ключами ответов).

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *